• Decrease font size
  • Reset font size to default
  • Increase font size
Комментарий к статье 50.30

1. Комментируемая статья устанавливает лицо, управомоченное вести реестр требований кредиторов кредитной организации - должника в рамках конкурсного производства, определяет характер сведений, подлежащих отражению в реестре требований кредиторов, устанавливает основания для включения требований в реестр и исключения из него, порядок возмещения расходов, связанных с формированием реестра и соблюдением прав кредиторов.
2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи лицом, которое ведет реестр требований кредиторов кредитной организации - должника в рамках конкурсного производства, является конкурсный управляющий. Это обязанность конкурсного управляющего, за невыполнение которой он может быть привлечен к ответственности.
3. Конкурсный управляющий вправе включить в реестр требований кредиторов следующие категории требований:
а) предъявленные кредиторами в ходе конкурсного производства;
б) предъявленные кредиторами в период функционирования в кредитной организации временной администрации, рассмотренные ею и включенные в реестр требований кредиторов, формируемый временной администрацией;
в) требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренные временной администрацией на день истечения ее полномочий.
1) Включение в реестр требований кредиторов, предъявленных в ходе конкурсного производства, по общему правилу осуществляется на основании рассмотрения письменного заявления кредитора и приложенных к нему документов, подтверждающих обоснованность этих требований (а именно вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий). Это обусловлено тем, что каждое требование к ликвидируемому банку должно быть тщательно проверено, поскольку необходимо исключить возможность удовлетворения требований, не основанных на законе или не обоснованных заявителем должным образом.
Так, в Постановлении ФАС МО от 08.09.2008 N КГ-А40/8163-08 по делу N А40-59447/07-74-154 указано, что заявление о включении требований кредитора, основанных на договоре банковского счета, в реестр требований кредиторов должника удовлетворено правомерно, так как истцом представлены доказательства того, что он является держателем счета, на котором на момент обращения заявителя к банку с заявлением о расторжении договора банковского счета находился остаток. В Постановлении ФАС МО от 10.11.2006, 17.11.2006 N КГ-А40/11035-06 по делу N А40-74616/05-44-177 отмечается, что суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о включении требований заявителя в реестр требований кредиторов должника, т.к. в обоснование своих требований заявитель не представил подлинники документов, представил ненадлежащие доказательства наличия денежных средств на счете заявителя, кроме того, представленные в суд дополнительные документы не направлялись для рассмотрения ликвидатору вместе с требованием кредитора.
Исключение из общего правила установлено только в отношении требований кредиторов первой и второй очереди, которые в соответствии с п. 3 комментируемой статьи могут быть включены конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов без письменного заявления кредитора на основании сведений, имеющихся в кредитной организации. Для проверки обоснованности таких сведений конкурсный управляющий вправе затребовать у указанных кредиторов документы, предусмотренные п. 1 ст. 50.28 Закона. Следует отметить, что принятие решения о порядке установления требований кредиторов банка является прерогативой конкурсного управляющего, который вправе (но не обязан) установить как единый заявительный порядок, так и воспользоваться предоставленным Законом исключением.
Чаще всего учтенная в балансе банка кредиторская задолженность превышает сумму требований, которую фактически заявляют кредиторы в ходе ликвидационных процедур. При таких обстоятельствах, если устанавливать требования кредиторов по имеющимся в банке сведениям, процент удовлетворения требований, приходящийся на каждого кредитора, будет меньше, чем в случае, когда используется заявительный порядок установления требований. Потому выбор заявительного порядка формирования реестра вполне соответствует интересам всех добросовестных заявителей, поскольку их обоснованные требования в случае недостаточности стоимости имущества банка будут удовлетворены в максимально возможном размере <127>. Здесь же важно отметить, что именно кредитору принадлежит право заявить об установлении требований либо отказаться от реализации этого права. Момент вступления в процесс определяет сам кредитор. В силу действующего законодательства требования должны предъявляться в каждой процедуре - и в период деятельности в банке временной администрации по управлению банком, и при принудительной ликвидации и при банкротстве банка в ходе конкурсного производства <128>.
--------------------------------
<127> Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов": http://www.asv.org.ru/show/?print=Y&id=88869.
<128> Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов": http://www.asv.org.ru/show/?print=Y&id=88869.

Обязательным условием включения в реестр требований кредиторов требования кредитора первой или второй очереди без письменного заявления такого кредитора на основании сведений, имеющихся в кредитной организации, является направление конкурсным управляющим в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований кредиторов, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 50.28 Закона, уведомления указанному кредитору (Постановление ФАС МО от 28.03.2006 N КГ-А40/2275-06 по делу N А40-27410/05-78-54Б).
Возражения по содержанию указанного уведомления могут быть заявлены кредитором первой или второй очереди конкурсному управляющему, а также рассмотрены арбитражным судом не позднее 15 календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о включении требований такого кредитора в реестр. К указанным возражениям должны быть приложены уведомление о вручении конкурсному управляющему копии таких возражений или иные документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копии возражений и приложенных к возражениям документов. Пятнадцатидневный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Требования кредиторов первой и второй очереди, по которым не заявлены возражения, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены конкурсным управляющим.
2) В случае участия банка в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации при наступлении страхового случая, которым является отзыв у банка лицензии (подп. 1 п. 1 ст. 8 Закона N 177-ФЗ), временная администрация осуществляет учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов в соответствии с Положением ЦБ РФ N 279-П и обеспечивает передачу указанного реестра Агентству, осуществляющему функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в связи с открытием конкурсного производства и утверждением конкурсного управляющего.
Если кредитная организация не является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, временная администрация передает реестр требований кредиторов Агентству, осуществляющему функции конкурсного управляющего (ликвидатора).
В случае отзыва лицензии у кредитной организации, не являющейся участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, временная администрация осуществляет учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов в соответствии с Положением ЦБ РФ N 279-П и обеспечивает передачу указанного реестра конкурсному управляющему (ликвидатору) в связи с открытием конкурсного производства и утверждением конкурсного управляющего.
Временная администрация обязана в срок, не превышающий 10 календарных дней после дня открытия конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора, передать конкурсному управляющему (ликвидатору, представителю Агентства) реестр требований кредиторов кредитной организации, оформив передачу соответствующим актом (см. комментарий к ст. 31). Порядок передачи временной администрацией документов конкурсному управляющему установлен Положением N 279-П.
3) О порядке рассмотрения (установления) конкурсным управляющим требований кредиторов, предъявленных к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации, но не рассмотренных временной администрацией на день истечения ее полномочий см. комментарий к п. 10 ст. 50.28.
4. В соответствии с общим правилом, закрепленным в п. 4 комментируемой статьи, требование кредитора исключается конкурсным управляющим из реестра требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.
Например, в Постановлении ФАС МО от 05.03.2007 N КГ-А40/1226-07 суд пришел к обоснованному выводу о правомерности обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд в порядке п. 4 ст. 50.30 Закона с заявлением об исключении требования кредитора из реестра требований кредиторов ввиду того, что основание, по которому оно было включено в реестр, отпало (судебный акт, положенный в основу установления требований кредитора, был отменен).
Исключение составляют следующие случаи:
1) исключение конкурсным управляющим во внесудебном порядке по своему усмотрению в силу п. 10 ст. 50.28 Закона из реестра требований кредиторов требования, установленного в период функционирования в кредитной организации временной администрации (см. комментарий к п. 10 ст. 50.28). Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007, 27.08.2007 N 09АП-6533/2007-ГК по делу N А40-62317/04-36-52Б указано, что заявление об исключении из реестра требований кредиторов требований физического лица удовлетворено правомерно, так как включение спорной задолженности в первую очередь реестра требований кредиторов противоречит общим принципам удовлетворения требований кредиторов, закрепленным в Законе;
2) исключение конкурсным управляющим требования кредитора из реестра во внесудебном порядке при наличии представленного конкурсному управляющему письменного согласия кредитора на исключение его требования из реестра требований кредиторов.
5. Законом определен перечень основных сведений, вносимых в реестр требований кредиторов в отношении каждого из кредиторов. Правилам ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов посвящены Постановление Правительства РФ от 09.07.2004 N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов", Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов", Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов".
Конкурсный управляющий кредитной организации при ведении реестра требований кредиторов руководствуется порядком заполнения реестра требований кредиторов и формой такого реестра, закрепленными в Положении ЦБ РФ N 279-П.
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи на кредиторов возложена обязанность своевременного информирования конкурсного управляющего об изменении сведений, подлежащих отражению в его требовании. В связи с этим они сами несут риск убытков, которые могут возникнуть вследствие невнесения в реестр требований кредиторов изменений соответствующих данных. К примеру, несвоевременное информирование либо вовсе не информирование об изменении адреса места нахождения кредитора сделает невозможным уведомление его о предстоящем проведении собрания кредиторов.
7. Получение выписки из реестра требований кредиторов позволяет кредитору своевременно получить достоверную информацию о включении или невключении его требований в реестр, иметь представление о перспективах удовлетворения его требований, определить целесообразность и возможность принятия решения о списании дебиторской задолженности как безнадежной к взысканию. В некоторых случаях наличие выписки пригождается кредитору при возникновении необходимости защитить свои права в судебном порядке.
Согласно п. 7 комментируемой статьи такая выписка предоставляется конкурсным управляющим по требованию кредитора (представителя кредитора) в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Выписка может быть предоставлена лишь о размере, составе и об очередности удовлетворения требований запрашивающего кредитора.
В случае если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем 1% общей кредиторской задолженности, по запросу данного кредитора ему может быть направлена копия всего реестра. Такая норма предусмотрена п. 9 ст. 16 Закона 2002 г. В соответствии с ней же расходы на подготовку и направление выписки и копии реестра возлагаются на кредитора-заявителя. Комментируемая же статья особо оговаривает, что на кредитора-заявителя возлагаются расходы на направление такой выписки в размере, не превышающем стоимости услуг учреждений связи. Таким образом, расходы, связанные с подготовкой выписки или копии реестра, могут быть учтены в смете расходов, а могут быть потребованы к возмещению с кредитора-заявителя.
1) В п. 7 ст. 50.30 Закона речь идет только о кредиторах и ничего не говорится о подобном праве уполномоченных органов. В то же время, учитывая содержание понятия "кредитор", изложенное в ст. 2 Закона 2002 г., а также особенности правового положения уполномоченных органов, представляется возможным толковать эту норму расширительно, наделяя соответствующим правом и уполномоченные органы.
2) Следует обратить внимание также на следующий момент. Комментируемый Закон позволяет учредителям (участникам) кредитной организации или третьему лицу (третьим лицам) в любое время до завершения конкурсного производства исполнить все обязательства кредитной организации или предоставить кредитной организации денежные средства, достаточные для исполнения всех обязательств кредитной организации, возникших на день отзыва лицензии на осуществление банковских операций (см. комментарий к ст. 50.37).
С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Назначенная в связи с отзывом у кредитной организации лицензии временная администрация устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам, формирует реестр требований кредиторов.
В связи с этим исполнение обязательств кредитной организации названными в ст. 50.37 Закона лицами осуществляется в соответствии с реестром. А значит, реестр (его копия) должен быть предоставлен любому лицу, пожелавшему удовлетворить все требования к кредитной организации (правда, ни комментируемый Закон, ни Закон 2002 г. не оговаривают специально ни возможности такого предоставления, ни последствий отказа конкурсного управляющего в предоставлении такой информации соответствующим лицам).
8. Закон 2002 г. разграничивает порядок разрешения трудовых споров между отдельным работником и должником (в общем порядке, установленном трудовым и гражданским процессуальным законодательством, см. ст. 391 ТК РФ) и между представителем всех работников должника и арбитражным управляющим по поводу очередности, состава и размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам (в соответствии с Законом 2002 г.). Пункт 8 комментируемой статьи определяет лишь законодательную основу разрешения трудовых споров между кредитной организацией и работником кредитной организации, повторяя при этом общее правило, сформулированное в Законе 2002 г. Как видно, норма п. 8 не предполагает обращения к арбитражному управляющему с заявлением о разногласиях самих работников.

 
Яндекс цитирования

похожие статьи